урок 8. Математика ЕГЭ

Логарифмические уравнения

Алгоритм решения логарифмических уравнений

Начнём урок с краткой схемы, как решаются логарифмические уравнения, она вряд ли вам поможет именно научиться решать, но может быть полезна, чтобы освежить информацию в памяти.

$$ \log_{a}(f(x))=\log_{a}(g(x)).$$ ОДЗ: $$ \begin{cases} f(x)>0, \; или \\ g(x)>0. \\ \end{cases}$$ А уравнение, которое мы будем решать, выглядит так: $$f(x)=g(x).$$

где \(a>0\) - основание логарифмов, а \(f(x)\) и \(g(x)\) - какие-то выражения, зависящие от \(x\).

Для тех, кто хочет разобраться с нуля в этой не самой простой теме, я подготовил детальный разбор - от самых простых уравнений с логарифмами до заданий из ЕГЭ по профильной математике.

Как решать логарифмические уравнения

Уравнения, содержащие в том или ином виде логарифмы от некоторого выражения, зависящего от \(х\), называются логарифмическими.

Давайте сразу же рассмотрим пример, так будет легче всего разобраться.


Пример 1 $$ \log_{2}(x)=\log_{2}(5)$$

Мы видим слева и справа логарифмы с одинаковыми основаниями, равными \(2\). Вполне логично предположить, что логарифмы будут равны, если будут равны выражения, стоящие под логарифмом (их называют аргументами) - то есть \(х=5\). Мы только что решили логарифмическое уравнение!

На самом деле, абсолютно такая же логика применима при решении почти всех логарифмических уравнений - если у нас сравниваются два логарифма с одинаковыми основаниями, то мы можем избавиться от логарифмов, приравнять их аргументы и решить получившееся уравнение.


Пример 2 $$ \log_{3}(2x+5)=\log_{3}(11) $$

Опять имеем два логарифма с одинаковым основанием \(3\). Избавляемся от логарифмов, приравнивая аргументы:

$$ 2x+5=11,$$ $$ 2x=6,$$ $$ x=3.$$

Кажется, что все очень просто. Но есть несколько непростых нюансов, которые необходимо обсудить. Давайте посмотрим еще один пример:


Пример 3 $$ \log_{2}(1+3x)=\log_{2}(2x-3) $$

Смотрим на основания - они одинаковые, значит убираем логарифмы и решаем уравнение:

$$1+3x=2x-3,$$ $$3x-2x=-3-1,$$ $$x=-4.$$

Мы решили уравнение, но я хочу позанудствовать и проверить, действительно ли получившийся корень является корнем исходного уравнения. Для этого подставим его в логарифмическое уравнение:

$$ \log_{2}(1+3*(-4))=\log_{2}(2*(-4)-3),$$ $$\log_{2}(-11)=\log_{2}(-11).$$

Мы получили слева и справа два одинаковых логарифма, вот только эти логарифмы НЕ СУЩЕСТВУЮТ, потому что нельзя взять логарифм от отрицательного числа.

Действительно, давайте вспомним определение логарифма \(\log_{a}b\) - это в какую степень нужно возвести \(a\), чтобы получить \(b\). При этом определение справедливо не для всех \(a\) и \(b\), а только для \(a>0\), \(b>0\), \(a \neq 1\). Подробнее про логарифм и его свойства можно почитать здесь.

Значит, с нашим решением что-то не так - мы нашли корень, подставили его в уравнение, но получили логарифм от отрицательного числа, который не существует!

Тут самое время вспомнить про область допустимых значений (ОДЗ). В логарифмах нужно всегда внимательно следить за тем, чтобы не нарушались ограничения, которые вытекают из определения логарифма. Рассмотрим логарифм от некоторой функции:

$$\log_{a}f(x)$$

Область допустимых значений (ОДЗ) для него будет задаваться системой неравенств:

$$ \begin{cases} f(x)>0, \\ a>0, \\ a \neq 1. \end{cases}$$

И при решении любых логарифмических уравнений или неравенств всегда первым делом записываем ОДЗ для каждого логарифма в уравнении.
В нашем примере 3, ОДЗ будет выглядеть вот так: $$ \begin{cases} 1+3x>0, \\ 2x-3>0. \\ \end{cases}$$ Решаем получившуюся систему $$ \begin{cases} x>-\frac{1}{3}, \\ x>\frac{3}{2}. \\ \end{cases}$$ Находим \(х\), удовлетворяющие одновременно обоим неравенствам, и получаем в итоге ОДЗ: $$x>\frac{3}{2}.$$ Вспоминаем, что решая это уравнение мы получили корень \(x=-4\), который нашему ОДЗ не удовлетворяет. Поэтому в примере 3 корней нет.
И так, всегда пишем ОДЗ!

Следующая трудность при решении логарифмических уравнений возникает, когда у нас сравниваются логарифмы с разными основаниями:


Пример 4 $$ \log_{2}(x)=\log_{4}(9).$$

Запишем ОДЗ: \(x>0\).
У логарифма слева основание \(2\), а у логарифма справа основание \(4\). Чтобы воспользоваться способом решения, аналогичным первым трем примерам, необходимо привести логарифмы к одинаковому основанию.

$$ \log_{2}(x)=\log_{2}(3).$$

Ого, как я такое получил?
Просто воспользовался формулой возведения в степень основания и аргумента логарифма - если возвести в одинаковую степень, то логарифм от этого не поменяется: $$ \log_{a}(b)=\log_{a^n}(b^n).$$ В нашем примере возведем основание и аргумент в степень \(\frac{1}{2}\): $$ \log_{4}(9)=\log_{4^{\frac{1}{2}}}(9^{\frac{1}{2}})=\log_{2}(3).$$ $$ \log_{2}(x)=\log_{2}(3).$$ Ну теперь основании у логарифмов одинаковые и можно с чистым сердцем приравнять аргументы, как мы делали до этого. $$x=3.$$

Кстати, решить уравнение \(\log_{2}(x)=\log_{4}(9)\) можно было и по-другому - привести к основанию \(4\) логарифм, стоящий слева в уравнении:
Опять воспользуемся свойством логарифма: $$ \log_{a}(b)=\log_{a^n}(b^n);$$ $$\log_{2}(x)=\log_{2^2}(x^2)=\log_{4}(x^2);$$ Подставим в исходное уравнение наши преобразования: $$ \log_{4}(x^2)=\log_{4}(9);$$ Ура, у нас слева и справа логарифмы с одинаковым основанием - вычеркиваем логарифмы: $$x^2=9;$$ Решаем аккуратно простейшее квадратное уравнение. Не забываем, что у него будет 2 корня! $$x=\pm3;$$ Опа, у нас получилось два корня. А когда мы решали первым способом был один корень! Что за дела?

Вспоминаем, что в самом начале к уравнению мы записывали ОДЗ \(х>0\). Тогда корень \(x=-3\) не удовлетворяет ОДЗ. Обратите внимание, что без учета ОДЗ в этом случае, мы бы получили неправильный ответ.

Ответ: \(x=3.\)

Подробнее про свойства логарифмов можно посмотреть тут. Логарифмические уравнения с разными основаниями встречаются в ЕГЭ регулярно, поэтому важно уметь применять все свойства логарифмов.

Рассмотрим еще один пример.


Пример 5 $$\log_{5}(x)=2$$

Как видим, в примере есть только логарифм в левой части равенства, а справа стоит просто число 2. Давайте постараемся привести к такому же виду, как и в прошлых примерах. То есть сделаем так, чтобы справа появился логарифм с основанием 5.

Оказывается, любое число \(a\) можно представить в виде логарифма с нужным вам основанием \(b\) по формуле: $$a=\log_{b}(b^a);$$ Эту формулу можно просто запомнить. А въедливым читателям, я бы рекомендовал посидеть и подумать откуда берется данное выражение. Подсказка - оно напрямую вытекает из определения логарифма. Задайте себе вопрос - «В какую степень нужно возвести основание, чтобы получить аргумент?»

И так, воспользуемся формулой и распишем 2-ку: $$2=\log_{5}(5^2);$$ Подставим в уравнение: $$\log_{5}(x)=\log_{5}(5^2);$$ Ура, у нас два логарифма с одинаковыми основаниями, теперь можно приравнять подлогарифмические выражения. $$x=5^2;$$ $$x=25.$$


Пример 6 $$\log_{3}(x+2)=0$$

Начинаем с ОДЗ: $$x+2>0;$$ $$x>-2.$$ Приступаем к решению уравнения. Что делать в случае, когда справа стоит \(0\)? Ничего страшного в этом нет, действуем по прежнему плану - представим \(0\) в виде логарифма по нашей формуле: $$a=\log_{b}(b^a);$$ $$\log_{3}(x+2)=\log_{3}(3^0);$$ Вспоминаем, что любое число в нулевой степени это единица. $$\log_{3}(x+2)=\log_{3}(1);$$ $$x+2=1;$$ $$x=-1.$$ Корень удовлетворяет ОДЗ - записываем ответ.
Ответ: \(x=-1\).

Подведем итоги. В большинстве случаев, для того, чтобы решить простейшее логарифмическое уравнение, необходимо привести логарифмы слева и справа к одинаковому основанию. Затем приравнять подлогарифмические выражения и решить получившееся уравнения. При этом ни в коем случае не забываем про ОДЗ. На ЕГЭ, если вы вдруг запишите в ответ хотя бы один корень, не удовлетворяющий ОДЗ, то вам поставят за это задание 0 баллов.

В общем виде формула для решения логарифмов выглядит так: $$ \log_{a}(f(x))=\log_{a}(g(x)) \qquad (*)$$ где \(a>0\) - основание логарифмов, а \(f(x)\) и \(g(x)\) - какие-то выражения, зависящие от \(x\). $$ \begin{cases} f(x)>0, или \\ g(x)>0. \\ \end{cases}$$ $$f(x)=g(x).$$

Обратите внимание на «или» в ОДЗ. Оказывается можно накладывать условие больше нуля только на одную функцию: либо на f(x), либо на g(x) - смотря какое неравенство вам кажется легче для решения. Дело в том, что если одна из функций будет больше нуля, то и другая автоматически тоже будет будет больше, ведь мы ищем корни, при которых \(f(x)=g(x)\).

Для того, чтобы закрепить материал, решим еще одно логарифмическое уравнение:


Пример 7 $$2*\log_{4}(4+x)=4-\log_{2}(x-2);$$

Здесь все несколько сложнее, чем в предыдущих примерах. Для того чтобы представить наше уравнение в виде (*), нужно избавиться от множителя \(2\) перед первым логарифмом, кроме этого, нам мешается отдельное слагаемое \(4\), и в придачу ко всем этим неприятностям у логарифмов разные основания!

Но перед тем как решать, запишем ОДЗ: $$ \begin{cases} 4+x>0, \\ x-2>0. \\ \end{cases}$$ $$ \begin{cases} x>-4, \\ x>2. \\ \end{cases}$$ Находим пересечение и в итоге ОДЗ получается: $$ x>2.$$

Приступаем непосредственно к решению уравнения. Самое главное, нам необходимо привести все логарифмы к одинаковому основанию, и, по возможности, привести к виду \(\log_{a}f(x)=\log_{a}g(x)\).
Здесь не обойтись без свойств логарифмов. Воспользуемся формулой вынесения степени из основания логарифма: $$\log_{a^n}(b)=\frac{1}{n}*\log_{a}(b)$$ $$\log_{4}(4+x)=\log_{2^2}(4+x)=\frac{1}{2}*\log_{2}(4+x)$$ Подставим в уравнение $$2*\frac{1}{2}*\log_{2}(4+x)=4-\log_{2}(x-2);$$ $$\log_{2}(4+x)=4-\log_{2}(x-2);$$ Теперь у нас хотя бы логарифмы с одинаковым основанием. Далее преобразуем левую часть уравнения, воспользовавшись формулами: $$ a=\log_{b}(b^a);$$ $$\log_{a}(b)-\log_{a}(c)=\log_{a}(\frac{b}{c})$$ $$4-\log_{2}(x-2)=\log_{2}(2^4)-\log_{2}(2-x)=\log_{2}(16)-\log_{2}(2-x)=\log_{2}(\frac{16}{2-x});$$ Подставим получившееся выражение в уравнение: $$\log_{2}(4+x)=\log_{2}(\frac{16}{2-x});$$ Ура, теперь у нас слева и справа в уравнении логарифмы с одинаковым основанием \(2\).
Избавляемся от логарифмов и решаем: $$4+x=\frac{16}{x-2};$$ Перекинем все налево и приведем к общему знаменателю $$4+x-\frac{16}{x-2}=0;$$ $$\frac{(4+x)(x-2)}{x-2}—\frac{16}{x-2}=0;$$ $$\frac{4x-8+x^2-2x–16}{x-2}=0;$$ $$\frac{x^2+2x-24}{x-2}=0;$$ Дробь равна 0, когда числитель равен 0 $$x^2+2x-24=0;$$ $$D=(2^2-4*(-24)=4+96=100;$$ $${x}_{1,2}=\frac{-2\pm 10}{2};$$ $${x}_{1}=4;$$ $${x}_{2}=-6;$$ Мы получили два корня. Но не забываем про ОДЗ. Выше мы его посчитали и получилось, что \(x>2\). Значит второй корень не подходит.
Ответ: \(x=4\).

Логарифмические уравнения с переменным основанием

Рассмотри теперь уравнение, в котором есть, так называемый, логарифм с переменным основанием. То есть логарифм, у которого в основании стоит какое-то выражение, зависящее от \(х\).


Пример 8 $$\log_{1-x}(x^2+3x+1)=1;$$

В основании логарифма стоит \((1-х)\), это переменное основание, потому что я могу подставлять различные значения \(х\) и каждый раз основание логарифма будет разным. Ничего страшного в этом нет, начинаем решать, руководствуясь тем же принципом, что и в предыдущих примерах - стараемся привести обе части уравнения к виду двух логарифмов с одинаковым основанием. Для этого нужно представить \(1\) справа в виде логарифма с основанием \((1-х)\).

Но первым делом выпишем ОДЗ, не забывая накладывать условия и на основание логарифма, так как оно зависит от \(х\): $$ \begin{cases} x^2+3x+1>0, \\ 1-x>0, \\ 1-x\neq1.\\ \end{cases} \qquad (**)$$

Теперь приступаем к решению самого уравнения. Выпишем еще раз формулу, по которой преобразуем правую часть: $$a=\log_{b}(b^a);$$ Где \(а=1\), а \(b=1-x\): $$1=\log_{1-x}(1-x)^1=\log_{1-x}(1-x);$$ Подставим в уравнение $$\log_{1-x}(x^2+3x+1)=\log_{1-x}(1-x);$$ Два логарифма с одинаковым основанием - можем приравнять аргументы: $$x^2+3x+1=1-x;$$ $$x^2+4x=0;$$ $$x(x+4)=0;$$ $$x=0;$$ $$x=-4.$$ Получили два корня, проверим удовлетворяют ли они ОДЗ, подставив их в (**). Корень \(0\) не удовлетворяет последнему неравенству в ОДЗ, а \((-4)\) удовлетворяет всем условиям.
Ответ: x=-4.

Замена переменной в уравнениях с логарифмами

Разберем еще один частый тип логарифмических уравнений - это уравнения с заменой переменной. Общий принцип заключается в том, чтобы привести все логарифмы в уравнении к одинаковому основанию и одинаковому аргументу, а потом сделать замену.
Проще разобрать на примерах:


Пример 9 $$\log^2_{2}(x)+6=5*\log_{2}(x)$$

Как и любой пример на логарифмы, начинаем с ОДЗ:

$$x>0.$$

В уравнении один из логарифмов в квадрате, поэтому представить в виде равенства двух логарифмов, как мы делали в предыдущих примерах, не получится. Кроме этого, замечаем, что у нас оба логарифма абсолютно одинаковые (у них одинаковые основания, и одинаковые аргументы).

Попробуем сделать замену: $$t=log_{2}(x)$$ Тогда наше уравнение после замены примет вид: $$t^2-5t+6=0;$$ $$D=25-24=1;$$ $$t_{1}=\frac{5+1}{2}=3;$$ $$t_{2}=\frac{5-1}{2}=1;$$ И сделаем обратную замену, получив два простых логарифмических уравнения: $$t_{1}=\log_{2}(x)=3;$$ $$\log_{2}(x)=\log_{2}(2^3);$$ $$x=8.$$ $$t_{2}=\log_{2}(x)=1;$$ $$\log_{2}(x)=\log_{2}(2^1);$$ $$x=2.$$ Обязательно, не забываем проверить, удовлетворяют ли корни ОДЗ \((x>0)\). Оба корня подходят, записываем ответ.
Ответ: \(x=8; \, x=2.\)


Пример 10 $$ \log_{2}\left(\frac{8}{x}\right)-\frac{10}{\log_{2}(16x)} = 0;$$

Как обычно, начинаем с ОДЗ: $$ \begin{cases} \frac{8}{x}>0, \\ \log_{2}(16x)\neq0,\\ 16x>0.\\ \end{cases}$$ Решаем каждое из получившихся неравенств в системе: $$ \begin{cases} x>0, \\ x\neq\frac{1}{16},\\ x>0.\\ \end{cases}$$ В итоге ОДЗ будет: \(x\in(0;\frac{1}{16})\cup(\frac{1}{16};\infty)\).

Посмотрим теперь на сам пример. Видим два логарифма, у них одинаковые основания, что хорошо. Но функции, стоящие под логарифмами, разные. Постараемся при помощи свойств логарифма сделать одинаковые аргументы, чтобы потом сделать замену.

Воспользуемся формулами суммы и разности логарифмов с одинаковыми основаниями: $$\log_{a}(b*c)=\log_{a}(b)+\log_{a}(c);$$ $$\log_{a}(\frac{b}{c})=\log_{a}(b)-\log_{a}(c);$$ $$\log_{2}\left(\frac{8}{x}\right)=\log_{2}(8)-\log_{2}(x)=3-\log_{2}(x);$$ $$\log_{2}(16x)=\log_{2}(16)+\log_{2}(x)=4+\log_{2}(x);$$ Подставим наши преобразования в исходное уравнение $$3-\log_{2}(x)-\frac{10}{4+\log_{2}(x)}=0;$$ Теперь в уравнении все логарифмы одинаковые, модем сделать замену. Пусть \(t=\log_{2}(x)\). $$3-t-\frac{10}{4+t}=0;$$ Приводим к общему знаменателю $$\frac{(3-t)(4+t)-10}{4+t}=0;$$ $$\frac{-t^2-t+2}{4+t}=0;$$ Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю: $$-t^2-t+2=0;$$ $$t_{1}=1;$$ $$t_{2}=-2;$$ Делаем обратную замену: $$t_{1}=\log_{2}(x)=1;$$ $$\log_{2}(x)=\log_{2}(2^1);$$ $$x=2.$$ $$t_{2}=\log_{2}(x)=-2;$$ $$\log_{2}(x)=\log_{2}({2}^{-2});$$ $$x=\frac{1}{4}.$$ Сверяем с ОДЗ, видим, что оба корня подходят, записываем ответ.
Ответ: \(x=2; \, x=\frac{1}{4}.\)


Пример 11 $$\log_{2}(x^2+4x)+\log_{0,5}(\frac{x}{4})+2=\log_{2}(x^2+3x-4)$$

Область допустимых значений: $$ \begin{cases} x^2+4x>0, \\ x^2+3x-4>0,\\ x>0.\\ \end{cases}$$ $$ \begin{cases} x(x+4)>0, \\ x>0,\\ (x-1)(x+4)>0.\\ \end{cases}$$

Зеденым цветом показано решение первого неравенства в системе, синим - второго и фиолетовым третьего. Область, которая находится на пересечении сразу всех трех промежутков заштрихована бордовым.

метод интервалов в одз в логарифмических уравнениях
Метод интервалов

Решаем методом интервалов, и находим пересечение решений всех неравенств в системе: В итоге получаем ОДЗ: \(x>1\).

Приступаем к решению самого уравнения. Первым делом приведем все логарифмы к одинаковому основанию \(2\). Для этого нужно преобразовать только второе слагаемое в уравнении: $$0,5=\frac{1}{2}=2^{-1};$$ $$\log_{2}(x^2+4x)+\log_{2^{-1}}(\frac{x}{4})+2=\log_{2}(x^2+3x-4);$$ Вынесем степень из основания, воспользовавшись формулой \(\log_{a^n}(b)=\frac{1}{n}\log_{a}(b)\). $$\log_{2}(x^2+4x)-\log_{2}(\frac{x}{4})+2=\log_{2}(x^2+3x-4);$$ В первом слагаемом под логарифмом вынесем общий множитель \(х\). А квадратный многочлен под логарифмом справа разложим на множители при помощи дискриминанта: $$\log_{2}(x(x+4))-\log_{2}(\frac{x}{4})+2=\log_{2}((x-1)(x+4));$$ И опять воспользуемся формулами суммы\разности логарифмов: $$\log_{a}(b*c)=\log_{a}(b)+\log_{a}(c);$$ $$\log_{a}\left(\frac{b}{c}\right)=\log_{a}(b)-\log_{a}(c);$$ $$\log_{2}(x)+\log_{2}(x+4)-\log_{2}(x)+\log_{2}(4)+2=\log_{2}(x-1)+\log_{2}(x+4);$$ Сократим подобные слагаемые и посчитаем \(\log_{2}(4)=2\): $$4=\log_{2}(x-1);$$ $$\log_{2}(x-1)=4;$$ $$\log_{2}(x-1)=\log_{2}(2^4);$$ $$x-1=16;$$ $$x=17.$$ Сверяем корень с ОДЗ - подходит. Записываем ответ.
Ответ: \(x=17\).


Частые ошибки, необходимая краткая теория, статистика прошлых лет во 2й части ЕГЭ по математике профильного уровня.

Подробный разбор метода координат в стереометрии. Формулы расстояния и угла между скрещивающимися прямыми. Уравнение плоскости. Координаты вектора. Расстояние от точки до плоскости. Угол между плоскостями. Выбор системы координат.

Урок по теме логарифмы и их свойства. Разбираемся, что такое логарифм и какие у него свойства. Научимся считать выражения, содержащие логарифмы. И рассмотри несколько возможных заданий №4 из ЕГЭ по профильной математике.

Разбираем, как вычислить степень с рациональным (дробным) показателем. Свойства степени с рациональным показателем. Примеры решения задания №9 из ЕГЭ по математике профильного уровня.

Что такое корень n-й степени. Познакомимся со свойствами коня n-й степени и методами оценки значения корня. Разберем какая у него областью определения.

В уроке разбираем, что такое арифметический квадратный корень и знакомимся с основными его свойствами. Выносим множитель из под знака корня. Избавляемся от иррациональности

Знакомимся с понятием степени с натуральным показателем и ее свойствами. Разбор преобразования сложные степенных выражений на примерах.

Цикл уроков про степени и логарифмы и их свойства. Учимся решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Задания №9 и №15 ЕГЭ по профильной математике.

Индивидуальные занятия с репетитором для учеников 6-11 классов. Для каждого ученика я составляю индивидуальную программу обучения. Стараюсь заинтересовать ребенка предметом, чтобы он с удовольствием занимался математикой и физикой.