урок 3. Математика ОГЭ и ЕГЭ

Корень n-ой степени

Что такое корень n-й степени из действительного числа

Чтобы научиться работать с корнями степени \(n\), необходимо знать, что такое арифметический квадратный корень и его свойства.

Корнем n-й степени (\(n=2, 3, 4, 5, 6… \)) некоторого числа \(a\) называют такое неотрицательное число \(b\), которое при возведении в степень \(n \in N\) дает \(a\). Корень n-ой степени обозначается при помощи знака радикала \(\sqrt[n]{a}\):

$$ \sqrt[n]{a}=b; $$ $$ b^{n}=\underbrace{b*b*b*...*b}_{n \; раз}=a. $$

Число \(n \in N\) при этом называют показателем корня, а число \(a\) подкоренным выражением.

Если \(n=2\), то перед вами корень 2-й степени или, другими словами, обычный арифметический квадратный корень, который все проходили в 8-м классе.

Если \(n=3\), то это корень 3-й степени, \(\sqrt[3]{a}\). Его обычно называют кубическим корнем. Чтобы его вычислить, нужно найти такое число, которое, умноженное на само себя три раза, даст подкоренное выражение.

Если \(n=4\), то корень 4-й степени, \(\sqrt[4]{a}\) и т.д.

Операция извлечения корня n-й степени является обратной к операции возведения в n-ю степень. Для того, чтобы вычислить корень n-й степени от \(a\), нужно сообразить, какое число в степени \(n\) будет давать \(a\).


Пример 1 $$ \sqrt[3]{27}=3 $$

Кубический корень из числа 27 равняется 3. Действительно, если число 3 возвести в 3-ю степень, то мы получим 27.


Пример 2 $$ \sqrt[4]{16}=2 $$

Корень 4-й степени из 16-и равен 2. Двойка в 4-й степени равна 16.


Пример 3 $$ \sqrt[n]{0}=0 $$

Если извлечь корень n-й степени из 0, всегда будет 0.


Пример 4 $$ \sqrt[n]{1}=1 $$

Если извлечь корень n-й степени из 1, всегда будет 1.


Пример 5 $$ \sqrt[3]{19}= ? $$

Мы не можем в уме подобрать такое число, которое при возведении в 3-ю степень даст 19. Если посчитать на калькуляторе, то получим \(2,668…\) – иррациональное число с бесконечным количеством знаков после запятой.

Обычно, в математике, когда у вас получается иррациональное число, корень не считают и оставляют так, как есть \(\sqrt[3]{19}\).

Что же делать, если под рукой нет калькулятора, а нужно оценить, чему равен такой корень. В этом случае нужно подобрать справа и слева ближайшие числа, корень из которых посчитать можно:

$$ \sqrt[3]{8} \le \sqrt[3]{19} \le \sqrt[3]{27} $$ $$ 2 \le \sqrt[3]{19} \le 3 $$

Получается, что наш корень лежит между числами 2 и 3.


Пример 6
Оценить значение \(\sqrt[4]{15}= ?\) $$ \sqrt[4]{1} \le \sqrt[4]{15} \le \sqrt[4]{16}; $$ $$ 1 \le \sqrt[4]{15} \le 2; $$

Корень четной и нечетной степеней

Надо четко различать правила работы c четными и нечетными степенями. Дело в том, что корень четной степени можно взять только из неотрицательного числа. Из отрицательных чисел корень четной степени не существует.

Корень нечетной степени можно посчитать из любых действительных чисел. Иногда в школьной программе встречаются задания, в которых требуется определить, имеет ли смысл выражение:


Пример 7 $$ \sqrt[3]{-27}=-3 $$

Данное выражение имеет смысл, так как корень нечетной степени можно посчитать из любого числа, даже отрицательного. Напоминаю, что извлечь корень 3-й степени, значит найти такое число, которое при возведении в 3-ю степень даст покоренное выражение. Если \((-3)\) умножить на само себя три раза, то мы получим покоренное выражение \(-27=(-3)*(-3)*(-3)\).


Пример 8 $$ \sqrt[4]{-27} $$

Так как корень четной степени, а под корнем стоит отрицательное число, то выражение не имеет смысла. Невозможно найти число, которое при умножении на само себя четыре раза даст отрицательное значение.

Из-под знака нечетного показателя корня можно выносить минус. Это упрощает процесс подсчета.

$$\sqrt[5]{-32}=-\sqrt[5]{32}=-2;$$

Свойства корня n-й степени

Пусть есть два числа a и b, для них будут выполняться следующие свойства:

$$ (\sqrt[n]{a})^n=a $$ $$ \sqrt[n]{a^n}=a $$ $$ \sqrt[n]{a*b}=\sqrt[n]{a}*\sqrt[n]{b} $$ $$ \sqrt[n]{\frac{a}{b}}=\frac{\sqrt[n]{a}}{\sqrt[n]{b}}, b \neq 0 $$ $$ (\sqrt[n]{a})^k=\sqrt[n]{a^k} $$ $$\sqrt[n] {\sqrt[k]{a}}=\sqrt[n*k]{a} $$ $$ \sqrt[n*p]{a^{k*p}}=\sqrt[n]{a^k} $$

При использовании вышеперечисленных свойств важно помнить: корень четной степени не существует из отрицательных чисел, и сам корень четной степени всегда положителен. Надо быть внимательным и следить, чтобы в ходе преобразований эти ограничения не нарушались.

Рассмотрим примеры на свойства корня степени \(n\).

Пример 9 $$(\sqrt[5]{7})^5=7;$$ При возведении корня с показателем \(n\) в степень \(n\) остается просто подкоренное выражение, так как возведение в степень и извлечение корня это взаимно обратные операции.

Обратите внимание, что неважно, где стоит степень - над корнем или под корнем, результат будет одинаковым. $$\sqrt[5]{7^5}=7$$

Из рассмотренного выше примера следует свойство \((\sqrt[n]{a})^k=\sqrt[n]{a^k}\). Не имеет значения, извлекаете ли вы сначала корень, а потом возводите в степень, или наоборот, сначала возводите в степень подкоренное выражение, и только потом извлекаете корень.

Пример 10 $$\sqrt[3]{8^2}=(\sqrt[3]{8})^2=2^{2}=4;$$ $$\sqrt[3]{8^2}=\sqrt[3]{64}=4;$$ Получается одно и тоже.

Более того, показатель корня и степень подкоренного выражения можно домножить на одно и тоже число \(p\), результат от этого не изменится. Может пригодиться в различных преобразованиях и при сравнении корней между собой.

$$ \sqrt[n]{a^k}=\sqrt[n*p]{a^{k*p}};$$

Пример 11 $${\small \sqrt[3]{10^2}=\sqrt[3*2]{10^{2*2}}=\sqrt[6]{10^{4}}=\sqrt[6]{10000};}$$

Эту же формулу можно использовать наоборот: $$ \sqrt[n*p]{a^{k*p}}=\sqrt[n]{a^k} $$ То есть можно сокращать показатель корня и степень подкоренного выражения, что существенно упрощает вычисления в некоторых случаях.

Пример 12 $$ \sqrt[6]{16}=\sqrt[6]{2^4}=\sqrt[3]{2^2}=\sqrt[3]{4};$$


Рассмотрим применение формул корня от произведения и частного, без которых невозможно решить ни один приличный пример.
Корень степени \(n\) от произведения равен произведению корней степени \(n\) от этих множителей. $$ \sqrt[n]{a*b}=\sqrt[n]{a}*\sqrt[n]{b} $$ И аналогично корень степени \(n\) от частного равен частному корней n-й степени. $$ \sqrt[n]{\frac{a}{b}}=\frac{\sqrt[n]{a}}{\sqrt[n]{b}}, \quad b \neq 0 $$


Пример 13 $${\small \sqrt[3]{125*8}=\sqrt[3]{125}*\sqrt[3]{8}=5*2=10;}$$ $${\small \sqrt[3]{-\frac{27}{8}}=\frac{-\sqrt[3]{27}}{\sqrt[3]{8}}=-\frac{3}{2};}$$

Формулы справедливы не только для двух множителей:

Пример 14 $${\small \sqrt[3]{125*8*27}=\sqrt[3]{125}*\sqrt[3]{8}*\sqrt[3]{27}= }$$ $${\small =5*2*3=30;}$$

Пример 15 $${\small \sqrt[4]{\frac{16*81}{625}}=\frac{\sqrt[4]{16*81}}{\sqrt[4]{625}}=}$$ $${\small =\frac{\sqrt[4]{16}*\sqrt[4]{81}}{\sqrt[4]{625}}=\frac{2*3}{5}=\frac{6}{5};}$$

Обратите внимание! Формулы произведения и частного корней справедливы только для корней с одинаковыми показателями. Нельзя перемножить корни с разными показателями.

$$\sqrt[3]{6}*\sqrt[4]{7}=?$$

Ничего здесь сделать мы не можем!

И следите за отрицательными числами при использовании корней четной степени. Произведение двух отрицательных чисел может существовать под одним корнем, так как они при умножении дают знак плюс. Но разбивать такое произведение на два корня четной степени ни в коем случае нельзя: выражение теряет всякий смысл.

$${\small \sqrt[4]{-15*(-7)} \neq \sqrt[4]{-15}*\sqrt[4]{-7};}$$ $${\small \sqrt[4]{-15*(-7)} = \sqrt[4]{15*7}=\sqrt[4]{15}*\sqrt[4]{7};}$$

Внесение и вынесение множителя из-под знака корня степени n

Формулы произведения и частного используются при вынесении множителей из-под корня. Рассмотрим на примерах:

Пример 16 $${\small \sqrt[5]{96}=\sqrt[5]{32*3}=\sqrt[5]{2^5*3}=}$$ $${\small =\sqrt[5]{2^5}*\sqrt[5]{3}=2*\sqrt[5]{3}=2\sqrt[5]{3}.}$$ $${\small \sqrt[3]{8640}=\sqrt[3]{216*40}=\sqrt[3]{216*8*5}=}$$ $${\small =\sqrt[3]{216}*\sqrt[3]{8}*\sqrt[3]{5}=6*2*\sqrt[3]{5}=12\sqrt[3]{5}.}$$

Подобным образом можно делать обратное действие - вносить множители под знак корня.

Пример 17 $$2*\sqrt[4]{7}=\sqrt[4]{2^4}*\sqrt[4]{7}=\sqrt[4]{16}*\sqrt[4]{7}=$$ $$=\sqrt[4]{16*7}=\sqrt[4]{112}.$$

Внимание! При внесении и вынесении множителей под знак ЧЕТНОГО корня частая ошибка связана с отрицательными числами: если перед четным корнем стоит отрицательное число, то при внесении его под корень, знак минус оставляем перед корнем. Нельзя заносить минус под корень.

Пример 18 $${\small -3*\sqrt[4]{7}=-\sqrt[4]{3^4}*\sqrt[4]{7}=}$$ $${\small =-\sqrt[4]{81}*\sqrt[4]{7}=-\sqrt[4]{81*7}=-\sqrt[4]{567}.}$$

Аналогичные рассуждения при вынесении из-под четного корня. Если под корнем есть отрицательный множитель, то его можно вынести, оставив знак минуса под корнем.

Пример 19 $${\small \sqrt[6]{-64*(-3)}=\sqrt[6]{-2^6*(-3)}=}$$ $${\small =\sqrt[6]{2^6}*\sqrt[6]{-(-3)}=2*\sqrt[6]{3}=2\sqrt[6]{3}.}$$

Как сравнивать корни степени n?

Что больше, \(\sqrt{7}\) или \(\sqrt[3]{12}\)? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно помнить, что корень это возрастающая функция: чем больше подкоренное значение, тем больше сам корень. И необходимо привести корни к одинаковому показателю, здесь нам поможет формула \(\sqrt[n]{a^k}=\sqrt[n*p]{a^{k*p}}.\) Приведем с ее помощью оба корня к показателю \(6\). $${\small \sqrt{7}=\sqrt[2]{7^1}=\sqrt[2*3]{7^{1*3}}=\sqrt[6]{7^3}=\sqrt[6]{343};}$$ И второй корень тоже приведем к показателю \(6\): $$\sqrt[3]{12}=\sqrt[3*2]{12^{1*2}}=\sqrt[6]{12^2}=\sqrt[6]{144};$$ Очевидно: $$\sqrt[6]{343} > \sqrt[6]{144};$$ $$\sqrt{7} > \sqrt[3]{12}.$$

Пример 20
Сравните значения \(3\sqrt[3]{2}\) и \(2\sqrt{3}\):

Так как перед корнем есть множители, их нужно внести под знак корня. $${\small 3\sqrt[3]{2}=\sqrt[3]{3^3}*\sqrt[3]{2}=\sqrt[3]{27}*\sqrt[3]{2}=}$$ $${\small =\sqrt[3]{27*2}=\sqrt[3]{54};}$$ $${\small 2\sqrt{3}=\sqrt[2]{2^2}*\sqrt[2]{3}=\sqrt[2]{4}*\sqrt[2]{3}=\sqrt[2]{12};}$$ У корней разные показатели, легче всего привести к одинаковому показателю \(6\), логика такая же, как при поиске общего знаменателя. $${\small 3\sqrt[3]{2}=\sqrt[3]{54}=\sqrt[3*2]{54^{1*2}}=\sqrt[6]{54^2}=\sqrt[6]{2916};}$$ $${\small 2\sqrt{3}=\sqrt[2]{12}=\sqrt[2*3]{12^{1*3}}=\sqrt[6]{12^3}=\sqrt[6]{1728};}$$ $${\small \sqrt[6]{2916}>\sqrt[6]{1728};}$$ $${\small3\sqrt[3]{2}>2\sqrt{3}.}$$


Извлечение корня из корня

Что делать, если корень вложен в корень? Подобных примеров много и выглядят они страшнее, чем есть на самом деле. Если корень с показателем \(n\) находится под корнем с показателем \(m\), то получается корень с показателем \(m*n\):

$$\sqrt[m]{\sqrt[n]{a}}=\sqrt[m*n]{a};$$

Пример 21
$$\sqrt[3]{\sqrt[2]{64}}=\sqrt[3*2]{64}=\sqrt[6]{64}=2;$$

Пример 22
$$\sqrt[3]{27\sqrt[4]{7}}=\sqrt[3]{27}*\sqrt[3]{\sqrt[4]{7}}=$$ $$=3*\sqrt[3*4]{7}=3*\sqrt[12]{7};$$

Пример 23
$$\sqrt[3]{\sqrt[4]{\sqrt[5]{2}}}=\sqrt[3*4*5]{2}=\sqrt[60]{2}.$$


Урок по теме иррациональные уравнения. Рассмотрим основные методы решения уравнений с арифметическими корнями. ОДЗ и ограничения в иррациональных уравнениях. Возведение уравнений в квадрат.

Как решать показательные неравенства. Общий алгоритм решения. Замена переменной. Однородные степенные неравенства.

Как решать неравенства с логарифмами. Общий алгоритм решения. Замена переменной. Переменное основание в логарифмических неравенствах. Сужение ОДЗ.

Как решать уравнения с логарифмами. Общий алгоритм решения. Замена переменной. Переменное основание в уравнениях. Разбираем основные методы.

Как решать уравнения со степенями. Разбираем основные методы и способы решения простейших показательных уравнений.

Урок по теме логарифмы и их свойства. Разбираемся, что такое логарифм и какие у него свойства. Научимся считать выражения, содержащие логарифмы. И рассмотри несколько возможных заданий №4 из ЕГЭ по профильной математике.

Разбираем, как вычислить степень с рациональным (дробным) показателем. Свойства степени с рациональным показателем. Примеры решения заданий из ЕГЭ по математике профильного уровня.

В уроке разбираем, что такое арифметический квадратный корень и знакомимся с основными его свойствами. Выносим множитель из под знака корня. Избавляемся от иррациональности

Урок по теме: что такое степень с целым показателем и ее свойства. Разбор преобразования сложных степенных выражений на примерах. Отрицательная степень.

Занятия с автором учебника