урок 2. Математика

Линейные неравенства

Начнем с самого простого вида неравенств - с линейных. Решение линейных неравенств очень похоже на решение линейных уравнений, с некоторыми важными отличиями. Поэтому, прежде чем приступать к изучению неравенств, нужно научиться решать уравнения.

Что такое линейные неравенства?

Общий вид линейных неравенств: $$ax+b \gt 0;$$ $$ax+b \lt 0;$$ $$ax+b \ge 0;$$ $$ax+b \le 0;$$ где \(a\) и \(b\) произвольные числа;

Обратите внимание, что в линейных неравенствах нет ни степеней, ни каких-либо других сложных функций. Правда, иногда линейные неравенства маскируются под что-то сложное, мы рассмотрим такие случаи ниже.

Решить неравенство значит найти все значения переменной \(x\), при подстановке которых в исходный пример будет получаться верное неравенство. Проще всего разобраться на реальных примерах:

Пример 1 $$x+7 \gt 4;$$ Представьте, что вместо знака «больше» у нас стоит знак равенства «=». То есть перед нами обыкновенное линейное уравнение: $$x+7 = 4;$$ Как бы вы его решали? Правильно, нужно перенести все слагаемые без \(x\) в правую часть, а все, что с \(x\), в левую. Не забываем менять знак переносимых слагаемых. В нашем примере совсем все просто: достаточно перенести \(+7\) в правую часть, при этом оно превращается в \(-7:\) $$x=4-7;$$ $$x=-3.$$ Вот и в неравенстве делаем абсолютно тоже самое: $$x+7 \gt 4;$$ $$x \gt 4-7;$$ $$x \gt -3.$$ Изобразим ответ на числовой прямой:

Решение линейного неравенства на числовой прямой
Рис.1

Ответ запишем в виде луча. Так как неравенство строгое, то скобка должна быть круглой:
Ответ: \(x \in (-3;+\infty).\)

Итак, мы пришли к очень важному первому правилу:

Можно переносить слагаемые из правой части неравенства в левую и наоборот, меняя знак неравенства на противоположный.


Пример 2 $$2x+6 \lt x+1;$$ Переносим слагаемое \(+x\) из правой части в левую, оно превращается в \(-x\). А число \(+6\) из левой части в правую, превращается в \(-6:\) $$2x-x \lt 1-6;$$ Приводим подобные слагаемые: $$x \lt -5;$$

Решение линейного неравенства на числовой прямой
Рис.2
Ответ: \(x \in (-\infty; -5).\)

Рассмотрим еще один пример:
Пример 3 $$2x+3 \gt -1;$$ Переносим \(+3\) в правую часть неравенства: $$2x \gt -1-3;$$ $$2x \gt -4;$$ Как избавиться от двойки перед \(x\)? Если бы перед нами было уравнение, мы бы просто разделили все уравнение слева и справа на \(2\). Перед нами не уравнение, но неравенство делается аналогично! Разделим его слева и справа на \(2\): $$\frac{2x}{2} \gt \frac{-4}{2};$$ $$x \gt -2;$$

Решение линейного неравенства на числовой прямой
Рис.3
Ответ: \(x \in (-2; +\infty).\)

Получили второе правило:
Можно делить и умножать все неравенство на положительные числа. Если разделить или умножить левую и правую части неравенства на одно и то же положительное число, корни неравенства не поменяются.


Пример 4 $$\frac{2x}{5} \lt 1;$$ Чтобы избавиться от \(5\) в знаменателе справа, умножим неравенство на \(5:\) $$5*\frac{2x}{5} \lt 5*1;$$ $$\frac{\not 5}{1}*\frac{2x}{\not 5} \lt 5;$$ $$2x \lt 5;$$ И разделим левую и правую части на \(2:\) $$\frac{2x}{2} \lt \frac{5}{2};$$ $$x \lt \frac{5}{2};$$

Решение линейного неравенства с знаменателем
Рис.4
Ответ: \(x \in (-\infty;\frac{5}{2}).\)

Нестрогие неравенства

Пример 5 $$\frac{3}{4}x-1 \ge 2; $$ Переносим \(-1\) в правую часть: $$\frac{3}{4}x \ge 2+1;$$ $$\frac{3}{4}x \ge 3;$$ Умножим неравенство на дробь \(\frac{4}{3}:\) $$\frac{4}{3}*\frac{3}{4}x \ge \frac{4}{3}*3;$$ $$x \ge 4.$$

Нестрогое линейное неравенство
Рис.5
Ответ: \(x \in [4;+\infty).\)

Обратите внимание, что в примере №5 нестрогое неравенство \(«\ge»\).

В строгих неравенствах граница не является решением, нам подходят любые значения \(x\), удовлетворяющие неравенству, строго больше или строго меньше, но ни в коем случае не равно. Например: $$x \gt 7;$$ Значит \(x\) может принимать любые значения строго больше \(7:\) $${ \small x=10; \; x=1000; \; x=7,4; \; x=7,001.}$$ А \(x=7\) не будет корнем такого неравенства.

В нестрогих неравенствах граница тоже решение - допускается равенство. Например: $$x \ge 9;$$ Корнями этого неравенства будут любые \(x\) большие \(9:\) $$x=12; \; x=2000; \; x=9,0001.$$ Но кроме этого, \(x=9\) тоже будет корнем.

Это значит, что в примере №5 \(x=4\) тоже является корнем. Именно поэтому на рис.5 точка с координатой \(4\) закрашена. В прошлых примерах, когда неравенства были строгие \(«\gt»\), мы все время отмечали точки как незакрашенные (их еще называют выколотые).

Кроме этого, в ответе мы записали луч с квадратной скобкой у \(4-ки,\) тем самым показывая, что \(x=4\) - корень неравенства.

Короче говоря, когда у вас знак неравенства строгий \(«\gt»\) или \(«\lt»\), то на числовой прямой точки должны быть выколотые, а скобки круглые.

Если знак неравенства нестрогий \(«\ge»\) или \(«\le»\), то на числовой прямой точка должна быть закрашена, а скобка квадратная.

Подробнее про строгие и нестрогие неравенства и как их правильно обозначать можно посмотреть в первом уроке, посвященном неравенствам.


Пример 6 $$5(x-1)+7 \le 1-3(x+2);$$ Раскрываем скобки: $$5x-5+7 \le 1-3x-6;$$ Переносим слагаемые с \(x\) в левую часть неравенства, а числа - в правую: $$5x+3x \le 1-6-7+5;$$ $$8x \le -7;$$ Чтобы избавиться от \(8-ки\) перед \(x,\) разделим неравенство на \(8:\) $$\frac{8x}{8} \le -\frac{7}{8};$$ $$x \le -\frac{7}{8};$$

Нестрогое линейное неравенство
Рис.6
Ответ: \(x \in (-\infty; -\frac{7}{8}].\)

Деление и умножение неравенств на отрицательные числа

Пример 7 $$-4x \lt -16;$$ Разделим левую и правую часть неравенства на \(-4\): $$\frac{-4x}{-4} \lt \frac{-16}{-4};$$ $$x \lt 4;$$ Проверим, правильно ли мы решили неравенство. Для этого подставим любое значение \(x\) меньшее \(4\) в исходный пример, например, \(x=1\): $$-4x \lt -16;$$ $$\Downarrow$$ $$-4*1 \lt -16;$$ $$\Downarrow$$ $$-4 \lt -16;$$ Получили неверное неравенство: \(-4\) больше \(-16\), а не меньше. Значит мы что-то сделали не так. Оказывается, если разделить или умножить неравенство на отрицательное число, необходимо поменять знак неравенства на противоположный. В нашем случае знак меньше \( \lt\) меняем на больше \(\gt.\) Решим пример правильно заново: $$-4x \lt -16;$$ Разделим на \(-4\), но в этот раз не забываем изменить знак неравенства: $$\frac{-4x}{-4} \gt \frac{-16}{-4};$$ $$x \gt 4;$$

Умножение неравенств на отрицательное число
Рис.7
Ответ: \(x \in (4; +\infty).\)

Запоминаем еще одно правило:
При делении и умножении неравенств на отрицательные числа обязательно нужно изменить знак неравенства на противоположный.

Важный момент: знак неравенства нужно менять в тот момент, когда вы умножаете или делите на отрицательное число, не раньше или позже. Иначе на экзамене решение не зачтут.


Пример 8 $$4(2-3x)-(5-x) \gt 11-x;$$ Раскрываем скобки: $$8-12x-5+x \gt 11-x;$$ Переносим слагаемые: $$-12x+x+x \gt 11-8+5;$$ Приводим подобные: $$-10x \gt 8;$$ Делим неравенство на \(-10\), а значит не забываем поменять знак неравенства на противоположный: $$\frac{-10x}{-10} \lt \frac{8}{-10};$$ $$x \lt -0,8;$$

Меняем знак неравенства
Рис.8
Ответ: \(x \in (-\infty;-0,8).\)

Выпишем все правила равносильных преобразований линейных неравенств:

Равносильные преобразования неравенств

  • Можно переносить слагаемые из одной части неравенства в другую, при этом не забывая менять знак перед слагаемым. Как правило, слагаемые с \(x\) переносятся в левую часть, а обычные числа - в правую;
  • Можно умножать и делить левую и правую части неравенства на одно и то же положительное число;
  • Можно умножать и делить левую и правую части неравенства на одно и то же отрицательное число, при этом знак неравенства меняется на противоположный;

Линейные неравенства с дробями

Разберем несколько примеров линейных неравенств с дробями. Сейчас мы обсудим только такие неравенства, в которых есть дроби, а в знаменателе этой дроби число. В отдельном уроке поговорим про нелинейные неравенства, которые называются дробно-рациональные, в знаменателе у них может быть переменная \(x\).

Пример 9 $$\frac{3x-1}{4} \ge 2;$$ Чтобы избавиться от знаменателя, умножим левую и правую части неравенства на \(4\): $$4*\frac{3x-1}{4} \ge 4*2;$$ $$\frac{4}{1}*\frac{3x-1}{4} \ge 8;$$ $$3x-1 \ge 8;$$ $$3x \ge 9;$$ $$x \ge 3;$$

Неравенства с дробями
Рис.9
Ответ: \(x \in [3; +\infty).\)

Пример 10 $$\frac{2}{11}(x-4) \lt 3;$$ Здесь удобно домножить на \(11\): $$11*\frac{2}{11}(x-4) \lt 11*3;$$ $$2(x-4) \lt 33;$$ $$2x-8 \lt 33;$$ $$2x \lt 41$$ $$x \lt \frac{41}{2};$$

Неравенства с дробями
Рис.10
Ответ: \(x \in (-\infty; \frac{41}{2}).\)

Пример 21 $$\frac{x}{4}-\frac{x}{2} \ge -3;$$ Умножим неравенство на \(4\). Почему именно на \(4\)? Потому что знаменатели всех дробей в неравенстве делятся на \(4\), а значит они сократятся: $$4*\left(\frac{x}{4}-\frac{x}{2}\right) \ge 4*(-3);$$ Обратите внимание, что мы умножаем полностью левую часть неравенства и полностью правую. Я это показываю при помощи скобок. Теперь раскрываем скобки: $$4*\frac{x}{4}-4*\frac{x}{2} \ge -12;$$ $$x-2x \ge -12;$$ $$-x \ge -12;$$ Разделим на \((-1)\), чтобы избавиться от минуса перед \(x\). Так как мы делим на отрицательное число, то меняем знак неравенства: $$x \le 12;$$

Деление неравенств на отрицательное число
Рис.11
Ответ: \(x \in (-\infty; 12].\)

Пример 22 $$x-\frac{x-3}{5}+\frac{2x-1}{10}\le 4;$$ Это неравенство лучше всего домножить на \(10\). Так как все знаменатели, которые есть в примере, делятся на \(10\): $${ \small 10*(x-\frac{x-3}{5}+\frac{2x-1}{10})\le 10*4;}$$ $${ \small 10x-10*\frac{x-3}{5}+10*\frac{2x-1}{10} \le 40;}$$ $${ \small 10x-2(x-3)+1*(2x-1) \le 40;}$$ $${ \small 10x-2x+6+2x-1 \le 40;}$$ Все слагаемые с \(x\) перекидываем в левую часть, а числа - в правую. И приведем подобные слагаемые: $$10x \le 35;$$ $$x \le 3,5;$$

Деление неравенств на отрицательное число
Рис.12
Ответ: \(x \in (-\infty; 3,5].\)

Линейные неравенства в неявном виде

Некоторые неравенства в исходном виде не похожи на линейные. И понять, линейное неравенство или нет, можно только после преобразований. Разберем пример:

Пример 22 $${ \small 0,2x^2-0,2(x-6)(x+6) \gt 3,6x;}$$ На первый взгляд и не скажешь, что неравенство линейное, так как у переменной \(x\) есть квадрат. Но давайте не будем спешить и раскроем все скобки: $${ \small 0,2x^2-0,2(x^2-36) \gt 3,6x;}$$ $${ \small 0,2x^2-0,2x^2+7,2 \gt 3,6x;}$$ Приводим подобные слагаемые: $$7,2 \gt 3,6x;$$ Поменяем местами слагаемые: $$-3,6x \gt -7,2;$$ Неравенство свелось к линейному виду, все слагаемые с \(x^2\) сократились. Разделим неравенство на \((-3,6)\) и меняем знак неравенства: $$x \lt 2;$$

Линейные неравенства в неявном виде
Рис.13
Ответ: \(x \in (-\infty; 2).\)

Разбираемся, что такое числовые неравенства. Строгие и нестрогие неравенства. Круглые и квадратные скобки. Координатная прямая и отображение неравенств на ней.

В уроке подробно разбираемся, как решать рациональные и дробно-рациональные неравенства методом интервалов. Отмечаем нули функции и расставляем знаки на числовой прямой. Способы расстановки знаков на числовой оси.

Методы решения систем неравенств. Учимся находить пересечение решений нескольких неравенств на примерах. Что такое совокупность неравенств?

Урок по решению иррациональных неравенств с арифметическими корнями. Алгоритм решения. Подробно разберем равносильное преобразование иррациональных неравенств с одним и несколькими корнями в систему.

Оглавление учебника по математике