К сожалению, в школьной программе довольно мало времени уделяется текстовым задачам. Процент их выполнения очень низкий.
Здесь могут быть задачи на движение или движение по реке, совместную работу, проценты, сплавы и растворы, оптимальный выбор и на числа. Нужно уметь по тексту задачи составлять уравнения и решать их. Как правило, это рациональные и линейные уравнения.
В задачах на движение необходимо знать формулу расстояния через скорость и время S=V*t. И иметь представление, как влияет течение на скорость движения: если плот, то скорость его движения равна скорости течения; если лодка плывет против течения, то из собственной скорости лодки нужно вычесть скорость течения; если плывет по течению, то скорость течения прибавляется.
Задачи на работу. Здесь нужно знать, что такое производительность труда. Поясним на примере. Пусть Денис делает домашнее задание за 5 часов, при этом каждый час он решает одно и тоже количество задач. Тогда получается, что за один час он решит пятую всех задач, за два часа две пятых. Обозначим все домашнее задание за 1, тогда за час Денис делает 1/5 домашнего задания – это есть его производительность. Таким образом, в задачах на работу часто всю работу обозначают за 1. В общем виде формула для производительности выглядит так: P=A/t, где A – полная, работа которую нужно выполнить, а t- время.
Задачи на проценты. Нужно хорошо понимать, что такое процент. Пусть у нас есть какая-то величина, поделим ее на 100 одинаковых частей, тогда одна часть из этих ста будет называться одним процентом (1%), соответственно пять частей – 5%. Обычно такие задачи решаются через пропорции.
Задачи на сплавы и растворы. При решении задач на растворы или сплавы, нужно понимать, что если у вас есть A литров некоего вещества и B литров воды, то общий объем раствора этого вещества в воде будет А+В литров. А в одном литре раствора будет содержаться A/(A+B) литров некоего вещества. Это отношение также называют концентрацией.
Задачи на числа. Эти задачи встречаются крайне редко. Но тут полезно помнить, что любое число можно разложить на слагаемые. Например, трехзначное число abc можно представить в виде 100a+10b+c.