В школьной программе арифметический квадратный корень изучается в 7-8 классе на уроках алгебры. От того, насколько хорошо ученик усвоил материал, в будущем зависит понимание более сложных тем.
В повседневной жизни без квадратного корня не обойтись при нахождении площадей, решении квадратных уравнений, записи иррациональных чисел, в теории вероятностей и статистике, небесной механике, физике и т.д. Умение извлекать корень и знание его свойств потребуется при решении многих заданий ЕГЭ и ОГЭ.
Арифметический квадратный корень из неотрицательного числа \(a\) – это математическая операция, позволяющая получить некоторое действительное число \(b \geqslant 0\), которое при умножении на само себя дает \(a\).
Наглядно проиллюстрировать это позволяет пример: $$ \sqrt{16}=\sqrt{4^2}=4; $$
Число 16 стоит под знаком корня. Нужно найти значение, при возведении которого в квадрат (умножении на себя) получится 16. Это число – 4. Корень квадратный из 16 равен 4.
Аналогичным образом можно вычислить: $$ \sqrt{9}=\sqrt{3^2}=3; $$ $$ \sqrt{25}=\sqrt{5^2}=5; $$ $$ \sqrt{1,44}=\sqrt{1,2^2}=1,2; $$ $$ \sqrt{0,04}=\sqrt{0,2^2}=0,2; $$ $$ \sqrt{\frac{1}{36}}=\sqrt{\left(\frac{1}{6}\right)^2}=\frac{1}{6}. $$
Важно, что квадратный корень существует только от неотрицательных чисел. Если под корнем стоит отрицательное число, то корень не существует. Например, не имеет смысла выражение \(\sqrt{-25}\).
Для любого \(a \geq 0\) из определения квадратного корня следует:
$$(\sqrt{a})^2=a;$$Разберем несколько полезных примеров на вычисление корней:
Пример 2 $${\small \sqrt{0}=0;}$$ $${\small \sqrt{1}=1;}$$ $${\small \sqrt{0,09}+\sqrt{0,25}=0,3+0,5=0,8;}$$ $${\small -0,6*\sqrt{25}=-0,6*5=-3;}$$ $${\small 0,49+2*(\sqrt{0,4})^2=0,49+2*0,4=}$$ $${\small =0,49+0,8=1,29;}$$
На экзаменах часто встречаются упражнения на преобразования выражений с квадратными корнями при помощи формул сокращенного умножения. Рассмотрим примеры.
Пример 3 $$(2-\sqrt{5})^2+4\sqrt{5}=?$$ Воспользуемся формулой квадрата разности: \((a-b)^2=a^2-2ab+b^2\). $$(2-\sqrt{5})^2+4\sqrt{5}=$$ $$=2^2-2*2*\sqrt{5}+5+4\sqrt{5}=$$ $$=4-4\sqrt{5}+5+4\sqrt{5}=9.$$
И воспользуемся формулой разности квадратов: \(a^2-b^2=(a-b)(a+b).\)
Пример 4 $${\small \sqrt{13^2-12^2}=\sqrt{(13-12)(13+12)}=}$$ $${\small =\sqrt{1*25}=\sqrt{25}=5;}$$
Одна из самых популярных ошибок при решении уравнений у школьников старших классов - неправильное решение уравнения \(x^2=a\), где \(a\) - произвольное число.
Возможно три варианта решения данного уравнения:
При \(a \lt 0\) уравнение не будет иметь корней:
$$x^2=-4, \; корней \; нет.$$Так как любое число при возведении в квадрат всегда будет давать положительное число.
При \(a=0\) уравнение будет иметь единственное решение:
$$x^2=0;$$ $$x=0.$$При \(a>0\) решений будет два:
$$x^2=a;$$ $$x=\pm \sqrt{a}.$$ Пример 5 $$x^2=25;$$ $$x_{1}=5;$$ $$x_{2}=-5;$$С легкими корнями мы разобрались, а как понять, чему равен, например, \(\sqrt{7}=?\) Найти число, которое, умноженное на само себя, будет давать \(7\) не так-то просто. Если посчитать на калькуляторе, то значение \(\sqrt{7}=2,64575…\)
В математике пользоваться калькулятором нельзя, как тогда посчитать подобные корни? Посчитать точное значение мы не сможем, но оценить примерно не составит труда. Для этого подберем слева и справа от \(\sqrt{7}\) ближайшие корни, которые сможем посчитать:
$$\sqrt{4}<\sqrt{7}<\sqrt{9};$$ $$2<\sqrt{7}<3;$$Видим, что значение \(\sqrt{7}\) лежит между двойкой и тройкой.
Теперь найдем цифру десятых. Для этого будем возводить в квадрат последовательно десятичные числа: \(2.1\); \(2.2\); \(2.3\); … До тех по, пока не получим ближайшее число к \(7\).
$$2.1^2=4.41;$$ $$2.2^2=4.84;$$ $$2.3^2=5.29;$$ $$2.4^2=5.76;$$ $$2.5^2=6.25;$$ $$2.6^2=6.76;$$ $$2.7^2=7.29;$$Видим, что \(\sqrt{7}\) лежит между \(2.6\) и \(2.7\), ближе к \(2.6\). Подобным образом можно найти и сотые, и тысячные, и до бесконечности. Обычно требуется оценка только целой части, так что не пугайтесь.
Пример 7
Оценить \(\sqrt{2}\); \(\sqrt{15}\); \(\sqrt{87}\) с точностью до целого.
$$\sqrt{1}<\sqrt{2}<\sqrt{4};$$
$$1<\sqrt{2}<2;$$
$$\sqrt{9}<\sqrt{15}<\sqrt{16};$$
$$3<\sqrt{15}<4;$$
$$\sqrt{81}<\sqrt{87}<\sqrt{100};$$
$$9<\sqrt{87}<10.$$
Обсудим важные свойства арифметического квадратного корня.
Квадратный корень можно извлечь только из неотрицательного числа. Корень из отрицательного числа не существует. Сам квадратный корень тоже всегда больше или равен 0. $$ \sqrt{a} \geqslant 0, $$ $$ a \geqslant 0. $$ Построим график \(y=\sqrt{x}\), чтобы посмотреть, как ведет себя квадратный корень с увеличением \(x\). Из графика видим, что значение корня все время растет. То есть, квадратный корень - это возрастающая функция, которая не существует при отрицательных значениях \(x\).
У корней есть свойства, которые существенно упрощают решение уравнений, если научиться грамотно их применять. Пусть даны некоторые числа \(a \geqslant 0\) и \(b \geqslant 0\), тогда корень из произведения \(a\) и \(b\) будет равен произведению корней:
$$ \sqrt{a*b}=\sqrt{a}*\sqrt{b}; $$
Пример 8
$$ \sqrt{64*0,04}=\sqrt{64}*\sqrt{0,04}=$$
$$=8*0,2=1,6; $$
Если под корнем неотрицательных множителей больше двух, то формула тоже работает:
$$ \sqrt{a*b*c}=\sqrt{a}*\sqrt{b}*\sqrt{c}; $$Пример 9 $${\small \sqrt{32*98}=\sqrt{2*16*49*2}=}$$ $${\small =\sqrt{4*16*49}=\sqrt{4}*\sqrt{16}*\sqrt{49}=}$$ $${\small =2*4*7=56;}$$
Аналогичное свойство для частного двух корней: $$ \frac{\sqrt{a}}{\sqrt{b}}=\sqrt{\frac{a}{b}}; $$
Пример 10 $$ \frac{\sqrt{72}}{\sqrt{2}}=\sqrt{\frac{72}{2}}=\sqrt{36}=6, $$
Из-под знака корня можно выносить и вносить числа. Пусть есть два числа \(a \geqslant 0\) и \(b \geqslant 0\), тогда можно выполнить следующие преобразования: $$ \sqrt{a^2*b}=a*\sqrt{b}; $$
Пример 11 $$ {\small \sqrt{32}=\sqrt{16*2}=\sqrt{4^2}*\sqrt{2}=4*\sqrt{2};} $$
И в обратную сторону, можно вносить положительный множитель под корень: $$ a*\sqrt{b}=\sqrt{a^2*b}; $$
Пример 12 $$ 3*\sqrt{2}=\sqrt{9*2}=\sqrt{18}; $$
Рассмотрим основные задания, встречающиеся с арифметическим квадратным корнем, на примерах: