Нам понадобятся знания по темам:
Метод интервалов - это основной метод решения рациональных неравенств. А учитывая, что подавляющее большинство неравенств так или иначе сводятся к рациональным, использование метода интервалов значительно облегчает решение практически любого неравенства. Знать его надо обязательно.
Справедливости ради, стоит отметить, что большое количество неравенств также сводятся к линейным. Для их решения тоже можно применять метод интервалов, но это не самая лучшая идея. Линейные неравенства все-таки проще решать без его использования. Именно с линейных неравенств начинается большая тема неравенств в алгебре.
Сначала рассмотрим различные методы решения и узнаем, почему метод интервалов самый удобный. Потом приведем алгоритм метода интервалов в общем виде и разберем его на примерах, а вообще, можно сразу переходить к примерам и разбираться по ним. А в конце, кому интересно, обсудим, почему этот метод действительно работает.
На самом деле, существует несколько способов решения неравенств. Их полезно рассмотреть, чтобы понять, почему метод интервалов незаменим при решении рациональных неравенств.
Пусть нам нужно решить неравенство: $$(x-5)(x+3) \gt 0;$$ Посмотрите внимательно на левую часть: она состоит из двух множителей, произведения двух скобок \((x-5)\) и \((x+3)\). Несложно догадаться, что произведение двух множителей будет больше нуля только в двух случаях:
Когда оба множителя одновременно положительны;
Когда оба множителя одновременно отрицательны;
Другими словами, чтобы решить данное неравенство, нужно решить две системы неравенств: $$ \begin{cases} x-5 \gt 0, \\ x+3 \gt 0. \end{cases} $$ $$ \Downarrow $$ $$ \begin{cases} x \gt 5, \\ x \gt -3. \end{cases} $$ $$ \Downarrow $$ $$ x \gt 5. $$ Или $$ \begin{cases} x-5 \lt 0, \\ x+3 \lt 0. \end{cases} $$ $$ \Downarrow $$ $$ \begin{cases} x \lt 5, \\ x \lt -3. \end{cases} $$ $$ \Downarrow $$ $$ x \lt -3. $$ Объединяя решения обеих систем получаем ответ: $$x \in (-\infty; -3) \cup (5; +\infty);$$
Вроде ничего сложного, но и само неравенство, которое мы решали, было очень простым. Тем не менее, нам все равно пришлось решать две системы неравенств, находить пересечения и объединения. А что, если неравенство будет сложнее и множителей будет не два, а, например, три?
Так как нам необходимо следить за знаками каждого множителя, то количество систем и неравенств в этих системах, которые придется решать, вырастет многократно: когда первый множитель положительный, а другие два отрицательны; когда второй множитель положительный, а первый и третий отрицательны, и т.д. Решать такое количество неравенств, даже если они простые, очень тяжело. Поэтому неравенства редко решают системами.
Следующий способ годится только для решения квадратных неравенств. Собственно в этом и есть его главный недостаток.
Решим неравенство:
$$x^2-2x-15 \gt 0;$$
Обозначим левую часть за \(f(x)=x^2-2x-15.\)
Внимательный читатель заметил, что если построить график левой части неравенства, то есть функции \(f(x)=x^2-2x-15\), то это будет парабола. Подробнее про графики функций и, в частности, про параболы можно почитать в этой статье.
Сейчас коротко обсудим основные свойства параболы. В общем виде уравнение параболы выглядит так: $$y=ax^2+bx+c;$$ где \(a \neq 0, \;b, \; c\) - любые числа;
Вернемся к нашему неравенству. Итак, у нас \(f(x)=x^2-2x-15\) - уравнение параболы, где \(a=1, \; b=-2, \; c=-15.\)
Коэффициент перед \(x^2\) равен единице (\(a=1\)), значит ветки параболы направлены вверх;
Посчитаем дискриминант и корни:
$$D=b^2-4ac=$$
$$=(-2)^2-4*1*(-15)=$$
$$=4+60=64 \gt 0;$$
$$x_1=\frac{-b+\sqrt{D}}{2a}=$$
$$=\frac{-(-2)+\sqrt{64}}{2*1}=\frac{2+8}{2}=5;$$
$$x_2=\frac{-b-\sqrt{D}}{2a}=$$
$$=\frac{-(-2)-\sqrt{64}}{2*1}=\frac{2-8}{2}=-3;$$
Получили положительный дискриминант, значит парабола должна пересекать ось \(x\) в двух точках \(x_1=5\) и \(x_2=-3\).
Построим схематичный график этой параболы:
Посмотрите на рисунок: значения функции \(f(x)\) больше нуля там, где ее график выше оси \(x\), и отрицательны, где ниже.
Мы ищем \(x\), при которых левая часть неравенства положительна: $$x^2-2x-15 \gt 0;$$ Значит нам нужна та часть функции, что выше оси \(x\): $$x \in (-\infty;-3) \cup (5;+\infty);$$
Метод решения при помощи параболы несложный, но работает только для квадратных функций.
Отдельно стоит поговорить про квадратные неравенства, в которых получается отрицательный дискриминант. На рисунке 1 (красным и зеленым цветами) показаны параболы с отрицательным дискриминантом - они никогда не пересекают ось \(x.\) Значит она лежит либо целиком выше оси \(x\), либо ниже, а любая точка такой параболы всегда имеет либо только положительные значения, либо только отрицательные, в зависимости от того, куда смотрят ветки параболы:
Рассмотрим на примере:
Пример 1
$$x^2-3x+5 \gt 0;$$
Левая часть неравенства - квадратный многочлен, а его график парабола.
$$a=1, \; b=-3, \; c=5;$$
$${ \small D=b^2-4ac=}$$
$${ \small =(-3)^2-4*1*5=9-20=-11 \lt 0;}$$
Дискриминант - отрицательный, график параболы не пересекает ось \(x,\) а значит наша парабола лежит либо выше оси \(x,\) либо ниже.
Так как коэффициент перед \(x^2\) больше нуля: \(a=1 \gt 0,\) то ветки параболы смотрят вверх, а значит парабола должна лежать выше оси \(x.\) Абсолютно при любых \(x\) значения любой точки параболы больше нуля, а значит левая часть неравенства положительна всегда. Какое бы значение \(x\) вы бы не подставили в левую часть неравенства, вы всегда будет получать положительное число.
Согласно исходному неравенству, нас просят найти такие \(x,\) при которых левая часть больше нуля. Как мы только что выяснили, это происходит при любых \(x.\)
Ответ: \(x\) - любое.
Пример 2 $$-3x^2+4x-7 \gt 0;$$ $$a=-3, \; b=4, \; c=-7;$$ $${ \small D=b^2-4ac=}$$ $${ \small =4^2-4*(-3)*(-7)=16 -84=-68 \lt 0;}$$ Дискриминант опять отрицательный, ветки параболы направлены вниз: \(a=-3 \lt 0\). Значит парабола лежит ниже оси \(x\) и никогда не пересекает ее. При любых значениях переменной \(x\) левая часть неравенства будет отрицательна.
Нас просят найти такие \(x,\) при которых левая часть больше нуля, но это никогда не происходит. Какие бы \(x\) мы не подставили в исходное неравенство всегда слева будем получать отрицательные числа.
Ответ: Нет решений.
Перед тем, как перейти непосредственно к методу интервалов, сделаем простые рассуждения, касаемо вида неравенств.
В самом общем виде любое рациональное неравенство можно записать так:
$$q(x) \gt g(x); \quad q(x) \lt g(x);$$
$$q(x) \ge g(x); \quad q(x) \le g(x).$$
где \(f(x)\) и \(g(x)\) - это некоторые выражения, зависящие от переменной \(x\);
Если перенести правую часть в левую, то все эти неравенства сводятся к виду:
$$q(x)-g(x) \gt 0; \quad q(x)-g(x) \lt 0;$$
$$q(x)-g(x) \ge 0; \quad q(x)-g(x) \le 0.$$
Обозначим за \(f(x) = q(x)-g(x)\), тогда можно сказать, что любое рациональное неравенство сводится к виду:
$$f(x) \gt 0; \quad f(x)\lt 0;$$
$$f(x)\ge 0; \quad f(x)\le 0.$$
Внимание! Сейчас мы обсудим общий алгоритм решения неравенств при помощи метода интервалов. Он предназначен для тех, кто умеет решать неравенства, но хочет быстро вспомнить, как это делается. А тем, кто хочет научиться пользоваться методом интервалов, лучше начать с примеров и вернуться к алгоритму в конце, если возникнет такая необходимость.
Если в неравенстве нет дробей, в знаменателе которых переменная \(x\), то такое рациональное неравенство называется целым.
Если корни повторяются, и количество одинаковых корней чётно, то на интервалах слева и справа от этого корня будут одинаковые знаки. Пример неравенства:
$$(x-x_1)^3(x-x_2)^2(x-x_3) \ge 0;$$
Корень \(x_2\) - четный, он повторяется два раза, благодаря второй степени над скобкой;
Корни \(x_1, \; x_3\) - нечетные, \(x_1\) повторяется три раза, а \(x_3\) один (смотрим на степень);
В этом случае знаки на числовой прямой будут выглядеть как-то так:
Пример 3 $$(x+8)(x-2) \gt 0;$$
Выписываем ответ: $$x \in (-\infty; -8) \cup (2;+\infty);$$
Пример 4 $$(x+5)(-x-7)(x-3) \lt 0;$$
Ответ: \(x \in (-7;-5) \cup (3;+\infty).\)
Пример 5 $$x^2-5x \gt 0;$$ Преобразуем неравенство, разложив его на множители. Для этого вынесем за скобку общий множитель \(x:\) $$x(x-5) \gt 0;$$
Ответ: \(x \in (-\infty;0) \cup (5;+\infty).\)
Пример 6 $$x^2-4 \lt 0;$$ Замечаем разность квадратов \((a^2-b^2=(a-b)(a+b))\) и раскладываем левую часть неравенства на множители: $$(x-2)(x+2) \lt 0;$$ Находим корни: $$x-2=0 \quad \Rightarrow \quad x=2;$$ $$x+2=0 \quad \Rightarrow \quad x=-2;$$ Отмечаем корни на числовой прямой и расставляем знаки. При \(x=50\) из правого интервала обе скобки положительны, значит их произведение тоже будет положительно. Ставим на правом интервале знак плюс и чередуем знаки:
Знак неравенства \(«\lt»\), значит в ответ выписываем интервал с минусами.
Ответ: \(x \in (-2;2).\)
Пример 7
$$8x^2-19x-29\gt -2x^2;$$
В правой части неравенства не нуль, поэтому переносим всё в левую часть от знака «больше»:
$$8x^2-19x-29+2x^2\gt 0;$$
Приводим подобные слагаемые:
$$10x^2-19x-29\gt 0;$$
Решим квадратное уравнение:
$$10x^2-19x-29=0;$$
$$a=10; \; b=-19; \; c=-29;$$
$$D=(-19)^2-4*10*(-29)=$$
$$=361+1160=1521=39^2;$$
$$x_1=\frac{-(-19)+39}{2*10}=$$
$$=\frac{19+39}{20}=2,9;$$
$$x_2=\frac{-(-19)-39}{2*10}=$$
$$=\frac{19-39}{20}=-1;$$
Зная корни квадратного многочлена, его можно разложить на множители по формуле:
$$ax^2+bx+c=a(x-x_1)(x-x_2);$$
где \(x_1\) и \(x_2\) - корни квадратного многочлена;
В нашем случае \(x_1=2,9\), а \(x_2=-1\):
$$10x^2-19x-29\gt 0$$
$$\Downarrow$$
$$10(x-2,9)(x-(-1)) \gt 0;$$
$$\Downarrow$$
$$10(x-2,9)(x+1) \gt 0;$$
Подробнее про разложение на множители квадратного многочлена можно почитать тут.
Отмечаем корни на числовой прямой и расставляем знаки, используя вид неравенства, разложенный на множители: \(10(x-2,9)(x+1) \gt 0.\) Дело в том, что по знакам множителей легко понять знак всего неравенства.
Из правого интервала подставим \(x=15\). Обратите внимание, что в \(10(x-2,9)(x+1)\) три множителя:
число \(10\), оно всегда положительно и дает знак \(«+»\);
скобка \((x-2,9)\) при \(x=15\) положительна;
и скобка \((x+1)\) тоже положительна при \(x=15:\)
$$(+)*(+)*(+)=+;$$
На правом интервале на числовой прямо отмечаем знак \(«+»\), остальные знаки чередуем:
Так как знак неравенства «больше», то в ответ записываем интервалы со знаком \(«+»:\)
Ответ: \(x \in (-\infty;-1) \cup (2,9;+\infty).\)
Нестрогие неравенства - это неравенства, в которых знак неравенства либо больше-равно \(«\ge»\), либо меньше-равно \(«\le»\).
Например, запись \(x \ge 3\) означает, что нас устраивают не только любые значения \(x\) больше трех, но и \(x=3\) тоже устраивает.
Прежде чем приступить к решению нестрогих неравенств методом интервалов обсудим, что такое отрезок на числовой прямой, и чем он отличается от интервала.
Интервал обозначается при помощи круглых скобок, например, запись \(x \in (-2;3)\) означает, что переменная \(x\) может принимать значения больше \((-2)\), но меньше \((3).\)
Любые \(x=0; \; 2; \; -1; \; -1,999; \; \frac{1}{2}; \; -\frac{1}{3}\) лежат в этом интервале.
Но, \(x=-2\) и \(x=3\) интервалу не удовлетворяют! То есть в интервал входит любое число между границами, но ни в коем случае не сами границы. Вы можете бесконечно близко приближаться к границе, но никогда границу не достигаете.
Отрезок обозначается при помощи квадратных скобок, например, запись \(x \in [-5;10]\) означает, что \(x\) может принимать любые значения больше-равные \((-5)\) и меньше-равные \((10)\).
Значения \(x=-5\) и \(x=10\) удовлетворяют отрезку. То есть в отрезок входят любые числа между границами, и сами границы тоже входят.
Пример 8 $$(x-1)(x+7)(x-\frac{1}{3}) \le 0;$$
Мы ищем такие значения \(x\), при которых левая часть неравенства меньше нуля. То есть в ответ записываем промежутки со знаками минус. Но тут кроется главное отличие от строгих неравенств: точки на числовой прямой у нас закрашенные, а закрашенная точка говорит нам, что она обязательно является решением неравенства и должна быть в ответе. Чтобы это продемонстрировать, закрашенные точки всегда обозначаются квадратными скобками.
Ответ: \(x \in (-\infty;-7] \cup [\frac{1}{3};1].\)
Обратите внимание, что бесконечность всегда в круглых скобках!
Будьте внимательны с закрашенными и выколотыми точками, и, как следствие, с круглыми и квадратными скобками. Если что-то из этого перепутать, то все неравенство считается решенным неправильно.
Еще раз проговорим главное отличие строгих неравенств от нестрогих:
Во всех примерах выше мы расставляли знаки на числовой прямой следующим образом: находили знак на правом промежутке, а остальные расставляли автоматически, чередуя их.
Но оказывается, что знаки далеко не всегда чередуются, на соседних промежутках они могут быть одинаковыми. Теоретически на всех промежутках может стоять только знак плюс.
Чтобы не думать о том, когда чередуются знаки, а когда нет, можно для каждого промежутка на числовой прямой определять знак так же, как мы это делали только для правого промежутка. То есть берем произвольное число из рассматриваемого промежутка, подставляем это число в левую часть неравенства, если она получилась положительная, ставим знак плюс, если отрицательная - минус. И так для каждого промежутка расставляем знаки.
Это достаточно универсальный метод расстановки знаков. Но он может занимать много времени, если промежутков на числовой прямой получилось много. И необходимо быть очень внимательными в расчетах.
Пример 9
$$-x^2-4x \le -5;$$
Переносим все слагаемые в левую часть, чтобы справа был нуль:
$$-x^2-4x+5\le 0;$$
Решим уравнение:
$$-x^2-4x+5=0;$$
$$a=-1; \; b=-4; \; c=5;$$
$$D=(-4)^2-4*(-1)*5=$$
$$=16+20=36;$$
$$x_1=\frac{-(-4)+\sqrt{36}}{2*(-1)}=$$
$$=\frac{4+6}{-2}=-5;$$
$$x_2=\frac{-(-4)-\sqrt{36}}{2*(-1)}=$$
$$=\frac{4-6}{-2}=1;$$
Разложим левую часть неравенства на множители по формуле:
$$ax^2+bx+c=a(x-x_1)(x-x_2);$$
где \(x_1\) и \(x_2\) - корни квадратного многочлена;
Наше неравенство приобретает вид:
$$-1*(x-(-5))(x-1) \le 0;$$
$$-(x+5)(x-1) \le 0;$$
Обратите внимание на знак минуса перед скобками. Он появляется, так как коэффициент \(a\) перед \(x^2\) равен \((-1).\) Это одна из самых распространенных ошибок при разложении квадратного многочлена: забывают про коэффициент \(a\) перед скобками.
Корни нашли, на множители разложили - отмечаем на числовой прямой найденные корни. Точки будут закрашенными, так как неравенство нестрогое:
Расставляем знаки на промежутках. Для этого из каждого промежутка берем любое число и подставляем в левую часть неравенства: $$-(x+5)(x-1) \le 0;$$
Все знаки на числовой прямой расставлены, знак неравенства меньше-равно нуля, значит нам нужны промежутки со знаком минус. И так как точки закрашенные, не забываем включить их в ответ при помощи квадратных скобок:
Ответ: \(x \in (-\infty;-5] \cup [1;+\infty).\)
И рассмотрим еще один пример, где знаки не будут чередоваться:
Пример 10 $$(2x+1)^3(x+1)^2(x-1) \gt 0;$$ Решаем уравнение: $$(2x+1)^3(x+1)^2(x-1)=0;$$ $$(2x+1)^3=0$$ $$\Downarrow$$ $$2x+1=0$$ $$\Downarrow$$ $$x_1=-\frac{1}{2};$$ Или $$(x+1)^2=0$$ $$\Downarrow$$ $$x+1=0$$ $$\Downarrow$$ $$x_2=-1;$$ Или $$x-1=0$$ $$\Downarrow$$ $$x_3=1;$$ Получили три точки, отмечаем их на числовой прямой. Неравенство строгое, поэтому все точки выколотые:
Расставляем знаки на промежутках:
Посмотрите, у нас получилось, что знаки не чередуются.
Знак неравенства \(«\gt»\), значит в ответ записываем промежутки, над которыми стоит знак плюс:
Ответ: $$ { \small x \in (-\infty;-1) \cup (-1;-\frac{1}{2}) \cup (1;+\infty).}$$
Как понять без подстановок, когда можно чередовать знаки на числовой прямой, а когда нет? И как расставлять знаки, если они не чередуются?
Общий алгоритм выглядит так:
Рассмотрим на примере:
Пример 11
$$(4x-1)^2(x-2)^3(x+3) \ge 0;$$
Находим корни уравнения:
$$(4x-1)^2(x-2)^3(x+3)=0;$$
$$(4x-1)^2=0$$
$$\Downarrow$$
$$4x-1=0$$
$$\Downarrow$$
$$x_1=\frac{1}{4};$$
$$(x-2)^3=0$$
$$\Downarrow$$
$$x-2=0$$
$$\Downarrow$$
$$x_2=2;$$
$$x+3=0$$
$$\Downarrow$$
$$x_3=-3;$$
Отмечаем корни закрашенными точками на числовой прямой:
Расставляем знаки на числовой прямой. Для этого подставим \(x=100\) из промежутка \((2;+\infty)\) в каждый множитель левой части неравенства:
$${\small (4x-1)^2=(4*100-1)^2=399^2 \gt 0;}$$
$${\small(x-2)^3=(100-2)^3=98^3 \gt 0;}$$
$${\small x+3 = 100+3=103 \gt 0;}$$
Все три множителя получились положительные, а значит их произведение тоже будет положительным:
$$(+)*(+)*(+)=+;$$
Над правым промежутком отмечаем знак \(«+»\).
Остальные знаки расставляем исходя из продвинутого алгоритма, двигаясь справа налево:
Знак неравенства \(«\ge»\), а значит нам нужны промежутки со знаком \(«+»\). Скобки квадратные, так как точки закрашенные.
Обратите внимание на точку \(x=\frac{1}{4}\). Это закрашенная точка, но слева и справа от нее стоят промежутки со знаком минус, то есть они не удовлетворяют неравенству. А сама точка \(x=\frac{1}{4}\) будет корнем! Потому что при \(x=\frac{1}{4}\) левая часть неравенства равна нулю, что является решением, так как знак неравенства допускает равенство нулю.
Такие отдельные точки записываются в фигурных скобках: \(\{\frac{1}{4}\}\). А на числовой прямой их можно обозначать петелькой.
И запомните, что все закрашенные точки всегда должны быть в ответе.
Ответ: \(x \in (-\infty;-3] \cup \{\frac{1}{4}\} \cup [2;+\infty).\)
Если в неравенстве есть деление на выражения, зависящие от переменной \(x\), то такое неравенство будет называться дробно-рациональным. Например: $$\frac{1}{x}+3 \gt x;$$ $$x+\frac{20}{x+6} \lt 6;$$ $$\frac{x^2-3x-2}{x^2-3x+2}+\frac{x^2-3x+16}{x^2-3x} \ge 0;$$ Рассмотрим общий алгоритм решения таких неравенств, а потом подробно рассмотрим его применение на примерах.
Подробно рассмотрим работу алгоритма на примерах:
Пример 12 $$\frac{2x+6}{-x-7} \ge 0;$$
Знак неравенства больше-равно \(«\ge»\), значит в ответ записываем промежутки со знаком плюс. Закрашенные точки - в квадратных скобках; выколотые - в круглых. Кроме этого, не забываем проверить, чтобы все решения удовлетворяли ОДЗ: \(x \neq -7.\) Эта точка у нас и так выколотая - все в порядке, записываем ответ:
Ответ: \(x \in (-7;-3].\)
Пример 13 $$\frac{x^2(x-1)^2}{2x-4} \lt 0;$$
В неравенстве знак меньше, значит в ответ записываем промежутки со знаком минус. Внимательно проверяем, чтобы решение удовлетворяло ОДЗ: \(x \neq 2:\)
Ответ: \(x \in (-\infty;0) \cup (0;1) \cup (1;2).\)
Обратите внимание на запись ответа в предыдущем примере. Хотя все три промежутка идут подряд, их нельзя объединить в один, так как их разделяют выколотые точки.
Пример 14
$$\frac{x^2(x^2-16)}{x^2-9} \le 0;$$
Выпишем ОДЗ:
$$x^2-9 \neq 0;$$
$$\Downarrow$$
$$x \neq \pm 3;$$
Прежде чем применять метод интервалов, разложим на множители разность квадратов в скобках. Напомню формулу разности квадратов:
$$a^2-b^2=(a-b)(a+b);$$
$$\frac{x^2(x-4)(x+4)}{(x-3)(x+3)} \le 0;$$
Всегда старайтесь разложить на множители так, чтобы в скобках были линейные слагаемые (\(x\) без степени). Это может существенно упростить решение.
Находим нули:
$$x^2=0 \; \Rightarrow \; x_1=0;$$
$$(x-4)=0 \; \Rightarrow \; x_2=4;$$
$$(x+4)=0 \; \Rightarrow \; x_3=-4;$$
$$(x-3)=0 \; \Rightarrow \; x_4=3;$$
$$(x+3)=0 \; \Rightarrow \; x_5=-3;$$
Отмечаем найденные нули на числовой прямой. Точки \(x_1; \; x_2; \; x_3; \;\) будут закрашенные, так как неравенство нестрогое и они из числителя. Точки \(x_4=3; \; x_5=-3\) будут выколотые, потому что они из знаменателя:
Расставляем знаки. Подставляем \(x=100\) из правого промежутка: $$x^2=100^2 \gt 0;$$ $$x-4=100-4=96 \gt 0;$$ $$x+4=100+4=104 \gt 0;$$ $$x-3=100-3=97 \gt 0;$$ $$x+3=100+3=103 \gt 0;$$ Все множители и в числителе, и в знаменателе получились положительные, значит вся дробь тоже будет положительной: $$\frac{(+)*(+)*(+)}{(+)*(+)}=(+);$$ Расставляем все оставшиеся знаки. При переходе через все точки они будут чередоваться, кроме \(x_1=0:\)
Знак неравенства меньше-равно, значит в ответ записываем промежутки с минусами и отдельно стоящую точку \(x=0\), так как она закрашенная. Внимательно проверяем, чтобы решение удовлетворяло ОДЗ: \(x \neq \pm 3:\)
Ответ: \(x \in [-4;3) \cup (3;4] \cup \{0\}.\)
Пример 15
$$\frac{x+3}{x^2-4}-\frac{1}{x+2} \le \frac{2x}{2x-x^2};$$
ОДЗ:
$$
\left[
\begin{gathered}
x^2-4 \neq 0, \\
x+2 \neq 0, \\
2x-x^2 \neq 0;
\end{gathered}
\right.
$$
$$\Downarrow$$
$$
\left[
\begin{gathered}
x \neq \pm 2, \\
x \neq 0;
\end{gathered}
\right.
$$
Преобразуем неравенство: раскладываем знаменатели на множители, перекидываем все в левую часть и приводим к общему знаменателю.
Числитель и знаменатель разложены на множители, теперь можно применять метод интервалов. Находим нули: $$x(2x+9)=0;$$ $$\Downarrow$$ $$\left[\begin{gathered} x=0, \\ 2x+9=0; \end{gathered} \right. $$ $$\Downarrow$$ $$\left[\begin{gathered} x_1=0, \\ x_2=-\frac{9}{2}; \end{gathered} \right.$$ Ищем нули из знаменателя: $$x(x-2)(x+2)=0;$$ $$\left[\begin{gathered} x=0, \\ x-2=0, \\ x+2=0; \end{gathered} \right. $$ $$\Downarrow$$ $$\left[\begin{gathered} x_1=0, \\ x_2=2, \\ x_3=-2; \end{gathered} \right. $$ Отмечаем найденные нули из числителя и знаменателя на координатной прямой.
Будьте внимательны: неравенство нестрогое, значит точки \(x_1=0\) и \(x_2=-\frac{9}{2}\) из числителя должны быть закрашенными, но так как точка \(x_1=0\) не удовлетворяет ОДЗ, она обязательно должна быть выколотая!
Точка \(x_1=0\) выколотая еще и потому, что она есть не только в числителе, но и в знаменателе, а знаменатель всегда «побеждает» числитель.
Расставляем знаки, процесс полностью аналогичен всем предыдущим примерам:
Ответ: \(x \in (-\infty; -\frac{9}{2}] \cup (-2;0) \cup (0;2).\)
А теперь, после того, как мы полностью изучили метод интервалов, порешали примеры, давайте разберемся, а почему он все-таки работает? Алгоритм решения это хорошо, но понимание сути очень поможет вам решать нестандартные неравенства.
Чтобы воспользоваться методом интервалов, мы всегда приводим неравенство к виду (знак неравенства может быть любым):
$$f(x) \ge 0;$$Кратко, метод интервалов сводится к:
Нулями функции мы называем значения \(x\), при которых равны нулю либо числитель, либо знаменатель левой части неравенства. Чем же интересны эти точки и почему они так важны? Разобраться в этом на помогут графики функции.
Левая часть неравенства - это некоторая функция, график которой мы всегда можем построить \(y=f(x)\). Для примера построим график произвольной функции \(f(x):\)
Посмотрите внимательно на график, функция несколько раз пересекает ось \(x.\) Точки пересечения с осью \(x\) - это и есть нули нашей функции, которые мы все время ищем, ведь в этих точках значение функции равно \(0.\)
А что происходит, когда функция пересекает горизонтальную ось? Меняется знак этой функции: например, сначала она была выше оси \(x\) (положительна), а как только пересекла ось \(x\), она становится ниже оси \(x\) (отрицательной). Именно эти знаки мы расставляем на числовой прямой.
Вот почему так важны нули. Ведь в них меняется знак функции: с положительной на отрицательную, с отрицательной на положительную. И эти рассуждения справедливы для любой непрерывной функции.
Стоп! Но на числовой прямой знаки не всегда чередуются. Да, это правда, в некоторых случаях функция, достигнув оси \(x\), не пересекает ее, а как бы отскакивает от нее и остается с таким же знаком, с каким и была. Другими словами, бывает так, что функции касаются оси \(x.\) В таком случае не происходит смены знака функции. Вот поэтому знаки на соседних промежутках иногда повторяются. Посмотрите на рисунок. Тут функция целых три раза касается оси \(x\), но ни разу ее не пересекает, поэтому на числовой оси промежутки будут иметь одинаковые знаки.