центр развития памяти и интеллекта

Ментальная арифметика: плюсы и минусы

Педагогические исследования подтверждают, что ментальная арифметика – это эффективная методика развития ребенка. Она улучшает умственные и творческие способности, формирует безграничный потенциал. Сначала дети учатся считать на абакусе, перебирая косточки руками. Позже – представляют его в уме и производят устный счет ментально. Причем оперируют многозначными цифрами. Новаторская программа имеет свои преимущества и недостатки, своих поклонников и недругов. Прежде, чем приступить к занятиям, стоит изучить этот вопрос.

Аргументы «за»

5 лет – оптимальный возраст для знакомства с метальной арифметикой. Дети становятся самостоятельными и ответственными, могут контролировать свое поведение. С шести лет в мозгу уменьшается количество нейронных связей, то есть снижается его активность. Своевременное обучение дает следующие «плюсы»:
1
Оба полушария мозга стимулируются в одинаковой мере. Левое – за счет улучшения мелкой моторики и воображения результата. Правое – благодаря работе на счетах обеими руками и в уме. Происходит развитие детей и в аналитическом, и в креативном направлении. Например, формируется умение одновременно считать и рассказывать стих.
2
Улучшение успеваемости по общеобразовательным предметам. Запоминание большого количества комбинаций и алгоритмов приводит к троекратному увеличению объема памяти. Хорошие оценки активизируют интерес к школе.
3
Повышение самооценки. От уровня развития полушарий зависит умение достичь успеха в жизни. Поэтому в Японии и США дети в обязательном порядке преодолевают 10 уровней ментальной арифметики. Развивается личность, которая стремится добиться высоких результатов во всем.
4
Формирование полезных бытовых навыков. Счет в уме – это выгодно. Покупая товар, не нужно доставать калькулятор, чтобы проверить сдачу. Можно распланировать бюджет и грамотно просчитать все «подводные камни» кредита.
5
Развитие коммуникабельности и самостоятельности. Ребята находятся в возрастных группах, общаются между собой, решают общие задачи. Они сами, без надзора родителей, выполняют задания и принимают решения.
Наблюдается существенная польза для обучаемого и в учебе, и в реальной жизни. Формируется успешная личность.

Мнения «против»

Результаты обучения могут огорчить родителей при несоответствии ожидаемого и реальности. Возможные причины:
1
Быстро – не всегда правильно. Быстрый счет иногда становится причиной невнимательности, а значит, и ошибок при выполнении заданий. Вывод: нужно дополнительно поработать над концентрацией памяти, над умением сосредоточиться на главном, не отвлекаясь на мелочи.
2
Все познается в сравнении. При прохождении занятий по ментальной арифметике один ребенок может достичь невероятных высот развития интеллекта, а другой – потерять интерес. Учитывайте индивидуальную специфику: математическое или гуманитарное мышление, предрасположенность к предмету.
3
Частичное несоответствие счета базовым математическим представлениям.
Оценивая плюсы и минусы, учитывайте особенности ребенка. А также то, что занятия проводятся в игровой форме. А опытные педагоги умеют найти индивидуальный подход. Тогда время и деньги будут потрачены не зря.