центр развития памяти и интеллекта

Что такое соробан?

Соробан — это «вычислительная доска», которая уже несколько веков используется в странах Азии для обучения и развития детей в начальных школах. В 2000 году этот метод применялся в 25.5 тыс. учебных заведений Японии. Он формирует умение считать «в уме». Без каких-либо приспособлений. Этим способом пользовались во времена Древнего Рима, в V веке до н.э. Счеты изготавливались в виде каменной (металлической) доски с выемками, в которые выкладывались камушки.


В Китае, в XVII веке, существовал абакус. В отличие от «японских счетов», в нем было две «небесных косточки». Но общий принцип конструкции тот же. В Европе соробан стал популярен в XXI веке, как базовый метод обучения ментальной арифметике. С точки зрения педагогики, он развивает не только математические, но и творческие способности. Дети представляют графическую схему. Производят подсчеты разной сложности, не пользуясь калькулятором или записями на бумаге.

Алгоритм быстрого счета

Проблема современной педагогики в том, что знания и навыки формируются словесными методами. Но детям интересна информация, которую они получают через предметную деятельность. Соробан состоит из рамки, внутри которой расположена горизонтальная разделительная полоса. По обе стороны размещены косточки. «Небесные», верхние, приравниваются к пяти. «Земные», нижние, обозначают числа от единицы до девяти. Учитываются те, которые расположены возле горизонтальной линии. Они заострены таким образом, чтобы, перебирая их, ребенок развивал мелкую моторику.


Вертикальные полосы с косточками обозначают разряды цифр: единицы, десятки, сотни и т.д. Как правило, их 13, но может быть и больше. Все манипуляции производятся большим и указательным пальцами в направлении слева направо. Сброс выполняется путем резкого наклона счетов. Это начальные навыки, которыми должен овладеть обучающийся. Со временем такой счет дает ребенку возможность определять на глаз количество косточек, и мгновенно находить ответ, ориентируясь на зрительную память. Он передвигает косточки и пользуется соробаном в воображении. В процессе развиваются оба полушария головного мозга. Это позволяет находить ответ быстро. Процесс можно сравнить с умением печатать обеими руками и смотреть на монитор.

Соробан и развитие детского потенциала

Цель счета с соробаном состоит не только в умении быстро вычитать и умножать. Это также способ развивать у детей многочисленные таланты, не связанные с вычислениями. Это основа ментальной арифметики – педагогической системы развития умственных способностей ребенка. Они будут полезны и в школе, и в жизни. Например, при изучении иностранных языков, сдаче ЕГЭ, решении нестандартных жизненных ситуаций.

Секреты успеха:

1
Развиваются все виды памяти. Например, когда подсчеты проводятся путем визуализации, идет речь о зрительной памяти. Также задействованы слуховое и тактильное восприятия.
2
Улучшаются концентрация внимания, наблюдательность, усидчивость. Ввиду значительных успехов по школьным предметам, растет уверенность в себе. Только целеустремленные люди добиваются успехов карьере.
3
Наблюдается развитие интеллекта, независимо от начальных наклонностей малыша. В современной школе принято делить детей на «гуманитариев» и «технарей». Такой «ярлык» мешает целостной работе головного мозга на практике. Нарушается связь между правым и левым полушариями.
Преподаватели ментальной арифметики убеждены, что природа дает людям многосторонний потенциал в равном количестве. Они не просто обучают работе на соробане. Они стремятся вызвать у учеников интерес к процессу обучения и числам, раздвинуть рамки воображения, сформировать нестандартное мышление.


Методика Соробан рекомендуется для обучения детям от 5 до 11 лет. Лучше всего, когда ребенок учится считать от 1 до 10. Старшие возрастные группы воспринимают информацию сравнительно медленнее, дольше. Современная наука доказывает, что, развивая мозг, мы формируем умение быстро решать проблемы в реальной жизни. Поэтому своевременное обучение ментальной арифметике – это гарантированный путь к успеху и личностному росту.