Соробан — это «вычислительная доска», которая уже несколько веков используется в странах Азии для обучения и развития детей в начальных школах. В 2000 году этот метод применялся в 25.5 тыс. учебных заведений Японии. Он формирует умение считать «в уме». Без каких-либо приспособлений. Этим способом пользовались во времена Древнего Рима, в V веке до н.э. Счеты изготавливались в виде каменной (металлической) доски с выемками, в которые выкладывались камушки.
В Китае, в XVII веке, существовал абакус. В отличие от «японских счетов», в нем было две «небесных косточки». Но общий принцип конструкции тот же. В Европе соробан стал популярен в XXI веке, как базовый метод
обучения ментальной арифметике. С точки зрения педагогики, он развивает не только математические, но и творческие способности. Дети представляют графическую схему. Производят подсчеты разной сложности, не пользуясь калькулятором или записями на бумаге.